Цели проекта
- Формирование у детей, подростков и молодежи устойчивого менталитета по ведению здорового образа жизни.
- Укрепление здоровья подрастающего поколения страны.
Задачи
— Обеспечить максимальному числу детей, подростков и молодежи получение достаточного объема знаний и создание навыков здоровья, эффективной пропаганды здорового образа жизни;
— Мотивировать подрастающее поколение страны к использованию в повседневной жизни полученных знаний о здоровье;
— Воспитание у подрастающего поколения страны стойкого влечения к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Актуальность вопроса
Состояние здоровья подрастающего поколения страны находится на критически низком уровне. По статистике к концу окончания средней школы число абсолютно здоровых юношей и девушек составляет менее 10%. Заболевания, ранее присущие людям старшего возраста, в последнее время все чаще стали проявляться у молодежи и даже подростков, например, остеопороз. Подавляющее число учащихся страдают заболеваниями органов пищеварения, верхнедыхательных путей, мочеполовой системы, дистрофии, органов зрения и др. А проблемы в состоянии опорно-двигательного аппарата имеют свыше 90% учащихся. Ситуация усугубляется имеющейся в молодежной среде крайне высоким уровнем табакокурения, употребления спиртных напитков и наркомании.
Причины
В стране нет целостной системы воспитания, обучение знаниям о здоровье и пропаганде здорового образа жизни. Известно, что основа правильного отношения человека к своему здоровью должна закладываться с детских лет. Вопрос здоровья имеет важнейшее значение для каждого нормального человека, а вопрос здоровья нации – статус государственной важности. Воспитанием, культурой здоровья детей и подростков должны заниматься в семье, учебных учреждениях, а также силами средств массовой информации, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
К сожалению, сегодня расчитывать на особую роль семейного воспитания не приходится, слишком много у нас семей с низким уровнем культуры. У большинства родителей для должного воспитания своих детей не хватает знаний, ответственности и возможностей, нет свободного времени и желания. Государственная пропаганда здорового образа жизни в СМИ проводится разрозненно и в минимальных объемах, что остается для детей и подростков практически незамеченным.
В учебных учреждениях отсутствует специальный предмет по обучению учащихся знаниям о здоровье. Отсутствие должного статуса у важнейшего вопроса, каковым является вопрос здоровье, противоречит всем законам психологии подростков. При отсутствии в школьной программе профильного предмета изменить ментальность учащихся в отношении к своему здоровью, отказу от вредных привычек, а тем более создание нужных навыков, не представляется возможным.
На сегодня, единственный предмет, который призван формировать у учащихся положительное отношение к занятиях физическими упражнениями является урок «Физическая культура». К сожалению, урок не выполняет своего предназначения. Методика преподавания предмета не менялась на протяжении десятилетий и настолько отстала от времени, что вызывает у большинства занимающихся психологические и физические стрессы и, как следствие, стойкое неприятие как самого предмета, так и физических упражнений в целом. В результате, многие учащиеся всеми правдами и неправдами уклоняются от занятий. По статистике, уроки по физической культуре посещают около половины учащихся. В методике его преподавания отсутствуют многие основополагающие принципы спортивной психологии, показавшие высокую эффективность по вовлечению детей и подростков к спортивным занятиям.
Для решения вышеуказанных задач необходимо
- :
- Совершенствовать систему школьного, среднего профессионального и высшего образования в вопросе культура здоровья, как оптимального решения по тотальному охвату подрастающего поколения.
- Создание нового школьного предмета «Культура здоровья»;
- Создание для школьных предметов «Физическая культура» и «Культура здоровья» эффективных методик преподавания.
Необходимые решения
- :
- Изменить методику преподавания и требований предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе:
— посещаемость урока 100%;
— учитель на уроке должен уделять внимание проверке домашних заданий, выдачи рекомендаций, заинтересовать и мотивировать учащихся на занятия физическими упражнениями вне школы, дать ученику необходимые знания о физической культуре и спорте, по возможности создать и развить двигательные навыки и физические качества. С помощью проведения спортивных игр – поднять учащимся настроение, снять накопленную психологическую усталость от уроков;
— систематическое выполнение учащимися домашних заданий (развитие основных групп мышц без специального оборудования – пресса, груди, четырехглавых мышц бедра, длинных мышц спины);
— ежедневное ведение учащимися спортивного дневника (запись количества выполненных упражнений из домашнего задания, рекомендации учителя, осуществление контроля за состоянием собственного здоровья – измерение частоты сердечных сокращений в покое, лежа, сразу после сна и т.д.);
— раз в месяц проведение контрольных занятий на изменение результатов – упражнения на основные группы мышц;
— изменение критериев оценки – посещаемость, ведение дневника, изменение уровня физического развития (по результатам контрольных, в случае даже незначительного прогресса выставление положительных оценок). - Включить в школьную программу новый предмет «Культура здоровья» (создание необходимого статуса позволит резко изменить психологическое отношение учащихся к вопросу здоровья).
- Ввести инновационные форму и методику обучения – в качестве учителей должны выступать студенты гуманитарных ВУЗов страны:
— закрепление, начиная уже со второго курса за каждым студентом подшефных классов;
— в качестве методик преподавания использовать многолетний успешный опыт волонтерского движения (разработаны и совершенствуются ведущими педагогическими и спортивными ВУЗами страны).
Данный комплексный подход позволит одновременно использовать в процессе обучения три наиболее эффективных педагогических принципа «Соревновательный», «Равный равному» и «Учись, учась», что будет гарантировать эффективность обучения. - Оптимальным представляется замена каждого третьего урока «Физическая культура» на предмет «Культура здоровья».
Это позволит в кратчайшие сроки, без дополнительных очень сложных и длительных согласований ввести в школьную программу новый предмет «Культура здоровья».
В качестве пилота будет целесообразно реализовать проект в одной общеобразовательной школе и в одном гуманитарном ВУЗ (педагогическом, либо по физической культуре).
Реализация проекта позволит в кратчайшие сроки с минимальными затратами создать адаптированную к преподаванию в школах и ВУЗах страны методику обучения и преподавания предмета «Культура здоровья».
Автор и организатор проекта
МОО «Ассоциация Заслуженных врачей РФ».
Партнеры и участники проекта
Администрация города, администрация и учащиеся общеобразовательной школы, администрация и студенты ВУЗа.